Александр Дитлов
Имя: Александр Сергеевич Дитлов
Дата рождения: 26 марта 1912 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 21 июня 2009 г., Минск, СССР

Профессия: Фотокорреспондент, военный журналист, кинодокументалист, телеведущий
Начало творческого пути
Любовь к фотографии Александру Сергеевичу привил дедушка.

Работая в районе Рыбинска (Ярославская область), Дитлов отправил несколько своих фото и текстовки к ним в местную газету. Опытный редактор разглядел в любительских снимках хватку хорошего фоторепортера. Вскоре Дитлов работал в «Рыбинской правде». Он старался сопровождать свои снимки короткими заметками.
Военкор Великой Отечественной войны
В июле 1941 года, когда в Рыбинске формировалась дивизия, к Дитлову обратился директор местного театра с предложением стать фотографом при клубе политотдела. Не раздумывая, Александр Сергеевич согласился и вскоре оказался на фронте.

На начальном этапе войны он служил начальником полевой химической лаборатории отдельной роты химической защиты в звании гвардии старшего лейтенанта. Однако его страсть к фотографии не угасла –он продолжал делать снимки и писать заметки, отправляя их в различные газеты, в том числе в родную «Рыбинскую правду».

В условиях военного времени Дитлов проявлял недюжинный изобретательский талант. Например, когда требовалось сделать фотографии для партбилетов на белом фоне, а простыней в окопах не было, он придумал оригинальный способ: два солдата держали газету так, что буквы сливались, создавая необходимый сероватый фон.
Талант Дитлова не остался незамеченным. В 1943 году его пригласили работать военным корреспондентом Фотохроники ТАСС. Это стало новым этапом в творческой биографии Александра Сергеевича, открывшим перед ним широкие возможности для реализации своего потенциала как военного фотожурналиста.

Его работы отличались не только технической грамотностью, но и глубоким пониманием человеческой природы, умением увидеть и запечатлеть важные моменты военной жизни. Дитлов стал одним из тех редких специалистов, кого называли «самым пишущим среди снимающих и самым снимающим среди пишущих».
После войны
После окончания Великой Отечественной войны Александр Сергеевич Дитлов продолжил свой творческий путь, внося значительный вклад в развитие советской журналистики и фотоискусства.

В послевоенные годы он работал корреспондентом Фотохроники ТАСС, освещая события в Калининградской области и Беларуси. Его профессиональная деятельность была многогранной и насыщенной:
  • Дитлов стал одним из основателей популярного журнала «Маладосць» и активно сотрудничал с белорусским телеграфным агентством.
  • Он вел популярные передачи «Ветер странствий» и «Клуб «Спектр» на Белорусском телевидении.
  • Создал ряд документальных фильмов, которые получили признание зрителей.
  • Александр Сергеевич был одним из первых председателей Белорусского союза журналистов.

Особое место в послевоенной карьере Дитлова занимала работа в газете «Рэспублiка», где он долгие годы оставался активным автором. Его репортажи отличались глубиной анализа и умением находить интересные сюжеты в повседневной жизни.

Творческое наследие Дитлова включает работы разных форматов: от миниатюрных снимков размером с почтовую марку до масштабных фотопанорам длиной семь метров. Его фотографии высоко ценились известными деятелями культуры и искусства, среди которых были Машеров, Макаенок, Колас, Глебов, Шамякин и Брыль.

За свой многолетний труд Александр Сергеевич был удостоен почетного звания заслуженного журналиста Республики Беларусь. Он продолжал активно работать до преклонных лет, оставаясь верным своему призванию – запечатлевать важные моменты жизни и рассказывать о них людям.
Наследие
Александр Сергеевич ушел из жизни в 2009 году в Минске, оставив после себя память как о настоящем мастере своего дела, человеке, который сумел соединить в себе талант фотографа и журналиста.

Его богатое творческое наследие представляет собой уникальную летопись эпохи, запечатленную через объектив фотоаппарата. Работы Дитлова охватывают как военные, так и послевоенные годы, сохраняя для потомков бесценные свидетельства времени.

Военная хроника Дитлова включает тысячи снимков, отражающих события Великой Отечественной, а его минская хроника стала первой цветной летописью послевоенного города.

Дочь фотографа Ольга Александровна внесла огромный вклад в сохранение наследия отца, передав значительную часть материалов в музеи и архивы.
Самые знаменитые работы
  • «Регулировщица. Минское направление» (1944 г.) – символ освобождения Белоруссии
  • «Апофеоз войны» (1944 г.) – композиция из немецких касок под Толочином, ставшая метафорой краха нацизма
  • «Солдатская каша» (1944 г.) – изображение фронтового быта
Загрузить еще