22 июня 1941 года художник Ираклий Тоидзе спокойно работал в своей московской мастерской. Вдруг в комнату вбежала его жена Тамара: её лицо выражало ужас и вместе с тем решимость, потребность действовать. «Война!» – закричала женщина.
Ираклий, никогда прежде не видевший Тамару такой, попросил её не двигаться – и стал рисовать. Спустя пять дней из типографии вышел самый знаменитый плакат Великой Отечественной войны – «Родина-мать зовёт!». Его напечатали тиражом больше миллиона экземпляров, а потом многократно выпускали вновь.
Сын Ираклия, Александр, тоже ставший художником, вспоминал: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого лица».
Ответь Родине Победой!
В годы Великой Отечественной войны пропаганда стала, по сути, «третьим фронтом», оружием, приравненным к боевому. Она эффективно поднимала дух народа. Плакаты и листовки были одним из самых ярких средств наглядной агитации: их производство не требовало много времени, а идея и внятный посыл зачастую оказывались важнее детальной проработки рисунка.
Художники-плакатисты обращались и к фронту, и к тылу. Их работы вдохновляли бойцов на победы. А тех, кто оказался в эвакуации, – на самоотверженный труд. На военных предприятиях в то время работало множество женщин, подростков, их героические усилия были необходимы, чтобы быстро восполнять потери вооружения. Неудивительно, что на плакатах и открытках часто встречался образ работницы со снарядом в руках.
На плакате «Воин, ответь Родине победой!» изображена молодая женщина, которая держит в руках автомат и сноп пшеницы. Сильная героиня способна приносить пользу и в тылу, и на фронте.
Смерть фашистской гадине!
Необходимо было противостоять фашистской пропаганде на оккупированных территориях. Для распространения агитационных материалов выделяли отдельные самолёты и даже целые эскадрильи. Применялась и артиллерия. Например, гаубичный 152-миллиметровый снаряд мог вместить порядка одного килограмма листовок.
Художники использовали все средства выразительности, чтобы изобразить советских воинов бесстрашными и сильными, а захватчиков – жалкими и нелепыми. Они призывали защищать свой дом, семью, близких, а врага – уничтожать без тени сомнений. Чтобы упростить эту задачу, нужно было «расчеловечить» его, показать монстром.
«Уничтожить немецкое чудовище» призывали плакаты «Окна ТАСС», созданные коллективом художников «Кукрыниксы». Псевдоним этот был составлен из первых слогов фамилий Михаила КУприянова и Порфирия КРЫлова и начальных букв имени и фамилии НИКолая Соколова. Плакатисты мастерски создавали карикатуры и шаржи, сопровождая рисунки хлёсткими надписями.
Смех как оружие
В блокадном Ленинграде славу снискало творческое объединение «Боевой карандаш». Его основал Николай Муратов, с начала войны ставший бойцом ПВО. Он совмещал работу над плакатами с дежурствами на крыше выставочного зала Ленинградского союза художников.
Член объединения Владимир Гальба однажды привёз бойцам на передовую карикатуры на верхушку рейха. Солдаты пришли в восторг, а у политрука появилась гениальная идея: разбить рисунки на квадраты и краской нанести на большие куски марли. Разведчики совершили ночную вылазку и растянули эту марлю на линиях электропередач аккурат напротив немецких окопов. Когда рассвело, в хохоте зашлись не только наши, но и фрицы – так талантливо художник изобразил их главарей! А когда опомнились, стали палить по марле. Делом это оказалось довольно бестолковым. В итоге неприятель предпринял отчаянную атаку, но бойцы Ленинградского фронта без труда отбили её. Немцы понесли большие потери. А всё почему? Карикатуристы постарались!
Слышу Zov!
Искусство плаката живо и в наши дни. Для распространения агитматериалов теперь не требуются самолёты: главным полем информационной войны стал интернет. Вот такие плакаты можно найти на сайте Министерства транспорта:
Плакаты, созданные Министерством обороны, украшают улицы городов, станции метро.
И среди бойцов СВО, и в сети популярны работы художника Андрея Муравьёва, пишущего под псевдонимом DazBastaDraw.
Вот одна из его свежих работ, созданная ко Дню ВДВ. На плакате художник изобразил десантника с позывным Ван Дамм, кавалера Ордена мужества.