Что сохраняет память и знания о Великой Отечественной войне? О бедах и разрушениях, которые принесли на нашу землю немецкие орды. О героических усилиях народа и Красной Армии, разгромившей врага. Ведь в те годы не было телевидения, а представить, что такое интернет, человек того времени не мог в самых смелых фантазиях.
Правда о войне
Главный источник наших знаний о войне – воспоминания фронтовиков, сохранившиеся газетные публикации, книги, кинохроника. Обязательно – творчество: стихи, повести, песни. В художественных произведениях о войне сохранилась народная правда, настроение и эмоции людей, живших в то время. Музыка Шостаковича, Александрова, Блантера; песни на стихи Исаковского и Симонова; произведения Быкова, Твардовского, Бондарева...
И, конечно же, фотографии. Запечатленные на пленку свидетельства зверств завоевателей с Запада – прямое доказательство освободительного характера борьбы нашего народа. Фотокоры Великой Отечественной показали потомкам их тяжелый фронтовой труд, и лица победителей – наших дедов и прадедов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом.
Наверное, каждый россиянин видел это фото – два воина поднимают красный стяг на крыше главного здания поверженной Германии. Май 1945-го, Берлин, густое небо, и Знамя Победы над разрушенной столицей третьего рейха. Автор снимка – Евгений Халдей.
Вторжение
Первую «военную» фотографию фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей сделал 22-го июня 1941 года. В объективе – москвичи, собравшиеся на улице. Стоят, слушают радио. Так жители нашей страны узнавали, что враг вероломно напал на Советский Союз.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
«Буквально через две-три минуты после начала выступления я увидел, как перед репродуктором собрались люди. Я выскочил из здания и сделал этот снимок — первый снимок первого дня войны… Молотов закончил своё выступление, но люди не расходились. Стояли, молчали, думали. Я попытался спросить, о чём. Никто не ответил. О чём думал я? О том, что будет и последний снимок войны, победный. Но удастся ли сделать его именно мне — об этом я, насколько помнится, не думал».
Интересно, что после войны фотограф отыскал женщину на переднем плане, ею оказалась Анна Трушкина и сделал с ней снимок.
Печные трубы Мурманска
В конце июня Евгений Халдей в качестве военного фотокорреспондента ТАСС отправляется в Заполярье, на Северный флот. На тот момент ему 24 года – молодой, бесстрашный, талантливый. У него и работы такие – дерзкие, настоящие.
Фотография с оленем сделана во время боев за Мурманск. Контуженый зверь вышел к людям и набрел на траншеи наших позиций. И попал в объектив Халдея, который позже добавил фотографии драматизма, совместив с другим снимком путем мультиэкспозиции (это еще до появления фотошопа!), где разрывается бомба и летят самолеты.
Во время снимка ни один олень не пострадал. Солдаты назвали оленя Яшей, подкармливали его. Он прожил с ними несколько лет. А в 1944 году Яшу вывели в тундру, чтобы он снова жил на воле.
Халдей не просто снимал, стараясь насытить кадр деталями. Он воевал с «Лейкой» в руках и фиксировал доказательства совершенных нацистами военных преступлений. У него были личные счеты с врагом: в 1941-м году немцы убили его отца и трех сестер, оставшихся в оккупированном Донецке.
Летом 1942-го года Мурманск подвергся массированной бомбардировке. На деревянный город были сброшены десятки тысяч зажигательных и фугасных бомб. От домов остались только печные трубы – их частокол и запечатлел Евгений Халдей в своем снимке из разбомбленного города. И пожилую женщину, лишившуюся жилища.
Как он вспоминал тот эпизод, женщина с укором посмотрела на него и, качая головой, спросила: «Что ж ты, сынок, горе мое снимаешь? Вот если б ты сфотографировал, как наши Германию бомбят!». Халдей пообещал, что обязательно исполнит её просьбу. А фотография сожженного Мурманска была приобщена к доказательной базе нацистских преступлений на трибунале в Нюрнберге.
С камерой на Запад
Из Заполярья Халдей едет в Крым, где снимает сражения на черноморском побережье. Его орден Красной Звезды – за освобождение Керчи. Оттуда он показывает миру последствия немецкого присутствия в красивейших городах нашего юга.
Разрушенный Севастополь, отснятый Халдеем, увидит Герман Геринг – рейхсминистр авиации, один из главарей фашистской Германии. Увидит, сидя на скамье подсудимых. И будет прятать лицо перед советским фотокорреспондентом. Увидит он и убитых мирных жителей во дворе ростовской тюрьмы.
Отступая из Ростова в феврале 1943-го, немцы расстреляли более тысячи горожан, которых собрали в помещении тюрьмы. Убитые люди были везде – в камерах, коридорах, во дворе здания. Среди жертв – 55 несовершеннолетних и 122 женщины. Снимки Халдея из Ростова, фотографии из Севастополя и Мурманска на трибунале в Нюрнберге документально подтвердили нечеловеческий, преступный характер нацистского режима.
Евгений Халдей сдержал обещание, данное в Мурманске. С фотокамерой он прошел пол Европы – Болгария, Венгрия, Австрия. В апреле 45-го вылетел в Москву из Вены, чтобы подготовить снимки к публикации, а в мае снова отправился на запад – теперь уже в Берлин. С собой он взял то самое красное знамя, которое скоро появится на самом известном снимке фронтового корреспондента.
Главный снимок Победы
Этот кадр не был репортажным: первое знамя над рейхстагом водрузили еще 30 апреля. Халдей договорился с тремя бойцами и сделал серию постановочных снимков.
Сегодня – это классика военной журналистики. Эмоциональный, как и все работы Халдея, кадр, наполненный светом великой Победы, силой победившего народа. Повержен страшный, мощный враг. Повержен безоговорочно. И в его логове наш солдат ставит знамя нашей Победы.
По художественной силе с этим кадром может сравниться разве что знаменитое «Водружение флага над Иводзимой» американца Джо Розенталя. Но советский солдат, дошедший до Берлина, – это совершенно другая степень жертвенности и героизма. Почему? Да хотя бы потому, что мы гнали врага с нашей земли, где под немецкими бомбами и пулями гибли наши люди. Потому что этот враг был сильнее, мощнее, коварнее. Он стоял под Москвой и планировал парад на Красной площади.
А парад на главной площади страны состоялся. И немецкие знамена были брошены к стенам древнего Кремля.
И на этом параде работал военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей. Человек, сделавший первый и последний снимок Великой Отечественной. Тот, кто показал всему миру триумф советского народа. Народа-победителя.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив