Как правило, обществу Гайдар интересен как писатель, воин и патриот, иноагентам на грантах – как жертва политических репрессий, документально при этом не зафиксированных.
Уже спустя месяц, в июле 1941 года, писатель отправляется на фронт – в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды». Для газеты он пишет ряд знаковых — как по слогу, так и по содержанию — заметок: «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Гранаты и ракеты».
«Наш батальон вступал в село.
Пыль походных колонн, песок, разметанный взрывами снарядов, пепел сожженных немцами хат густым налетом покрывали шершавые листья кукурузы и спелые несобранные вишни»,
«Хата. Сброшены на пол подушки, перины. Здесь они спали.
Стол. На столе тарелки, ложки, опрокинутая крынка молока. Здесь они жрали.
Настежь открытый сундук, скомканное белье. Вышитое петушками полотенце. Детский валенок. Здесь они грабили. Над сундуком в полстены жирным углем начерчен паучий фашистский знак.
Стены мирной хаты дрожат от взрывов, от горя и гнева»,
«На лице начальника штаба тревога за своего комбата. Это самый лучший и смелый комбат самого лучшего полка всей дивизии.
Это он, когда, надрывая душу, надсадно, угрожающе, запугивающе запели, заныли немецкие трубы, пугая атаками, на вопрос командира полка по телефону: «Что это такое?» – сжав чуть оттопыренные губы, с усмешкой ответил:
– Все в порядке, товарищ командир. Начинается музыка. Сейчас и я впишу пулеметами свою гамму»,
«Мы перейдем реку спокойно. Хочешь закурить? Нет! Тогда закрой глаза и пока молчи. Ты будешь здоров, и ты еще увидишь гибель врага, славу своего народа и свою славу».