Статьи

Четыре месяца войны Аркадия Гайдара

Герои
В начале 2000-ых, когда только начал ходить в школу, я уже хорошо, как мне тогда казалось, знал о личности Аркадия Гайдара. Во-первых, мне фонетически нравилось имя – Ар-ка-дий, а во-вторых, произведение «Тимур и его команда», как сейчас выражаются, было «базой» детства – крепкая повесть о мальчишках, тайно помогающих старикам и семьям красноармейцев. Тимур своим отважным характером и поступками быстро стал примером для подражания советских подростков. Если сравнивать с нашим временем, то его образ близок к героям популярных игр, фильмов или аниме. Грубо говоря, Тимур был человеком, меняющим окружающий мир, вдохновляющим на добрые дела.
И тогда, еще совсем маленьким, я даже не догадывался, что таким запоминающимся Тимур получился, потому что его ценности разделял сам автор — Аркадий Гайдар. Он, человек, прошедший гражданскую войну, не остался ею сломленный. Более того — он был военным корреспондентом.
Как правило, обществу Гайдар интересен как писатель, воин и патриот, иноагентам на грантах – как жертва политических репрессий, документально при этом не зафиксированных.
В военные корреспонденты Гайдар пошел не только из-за литературного таланта, но и по причине возможности попасть на фронт. Все из-за опубликованного ранее «Тимура и его команды» – уж очень книга не понравилась отдельным бюрократам. «Хейтеры» отстали от писателя только когда произведение попало на стол к Сталину – генсек заступился за писателя.
Однако на фронт Гайдара по-прежнему не пускали. Но сидеть и жаловаться на жизнь было не в духе Аркадия Петровича (это отчетливо видно в заметке, написанной для украинских подростков «Ребята!» – одной из немногих, написанных в военное время).
Уже спустя месяц, в июле 1941 года, писатель отправляется на фронт – в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды». Для газеты он пишет ряд знаковых — как по слогу, так и по содержанию — заметок: «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Гранаты и ракеты».
Последнее письмо Аркадия Гайдара жене, сентябрь 1941 года
Первый взгляд на войну от Гайдара появляется на страницах «Комсомольской правды» в августе 1941 года. В заметке «У переправы» военкор описывает события, происходящие во время захода Красной армии в одно из сел, окутанных войной. Без желания сгущать краски или приукрашивать события. Наоборот, Гайдар пишет изящно, четко и по делу, с внимательностью к деталям.
«Наш батальон вступал в село.

Пыль походных колонн, песок, разметанный взрывами снарядов, пепел сожженных немцами хат густым налетом покрывали шершавые листья кукурузы и спелые несобранные вишни»,
– буквально двумя предложениями Гайдар погружает читателя в атмосферу военных реалий.
С таким же талантом и краткостью Гайдар описывает советских военных, зашедших в село. Командиры раздают приказы, солдаты ползут по траве под грохот вражеских минометов.
Место гибели Аркадия Гайдара
Гайдар с журналистской внимательностью отмечает, что, несмотря на ощущение полного хаоса, каждый занят своей работой. О происходящих событиях он пишет с присущим ему человеколюбием в отношении советских солдат.
Делая заметки про врага, Гайдар не стремится смаковать его расчеловечивание. Острая неприязнь к врагу у военкора есть, просто показывает он ее не прямыми оскорблениями, а интонациями.
«Хата. Сброшены на пол подушки, перины. Здесь они спали.

Стол. На столе тарелки, ложки, опрокинутая крынка молока. Здесь они жрали.

Настежь открытый сундук, скомканное белье. Вышитое петушками полотенце. Детский валенок. Здесь они грабили. Над сундуком в полстены жирным углем начерчен паучий фашистский знак.

Стены мирной хаты дрожат от взрывов, от горя и гнева»,
– емко и сдержанно описывает происходящее Гайдар. В этих нескольких предложениях явственно чувствуешь непримиримость как самого автора, так и солдат. Времени на ненависть нет – забежали, плюнули на нацистский крест, закрасили, пошли дальше. Гайдар описывает процесс почти белым стихом, ярко и лаконично.
Место первого захоронения Аркадия Гайдара
Гораздо больше внимания он уделяет бойцам: солдаты переживают друг за друга, радуются за уцелевших, совершают подвиги. Для военного корреспондента в такие моменты главное — уловить и передать, чтобы люди в тылу понимали, какого масштаба личности сейчас на передовой. У Гайдара это получается.
«На лице начальника штаба тревога за своего комбата. Это самый лучший и смелый комбат самого лучшего полка всей дивизии.

Это он, когда, надрывая душу, надсадно, угрожающе, запугивающе запели, заныли немецкие трубы, пугая атаками, на вопрос командира полка по телефону: «Что это такое?» – сжав чуть оттопыренные губы, с усмешкой ответил:

– Все в порядке, товарищ командир. Начинается музыка. Сейчас и я впишу пулеметами свою гамму»,
– и сейчас, спустя 84 года, читатель не может не восхищаться этими людьми.
Заканчивает заметку Гайдар трогательным диалогом раненого солдата с товарищами.
«Мы перейдем реку спокойно. Хочешь закурить? Нет! Тогда закрой глаза и пока молчи. Ты будешь здоров, и ты еще увидишь гибель врага, славу своего народа и свою славу».
Такой видел войну Гайдар: без кровожадности, без упадничества, со всей солдатской хладнокровностью, творческой внимательностью и человеческой верой в русских людей и поражение врага. Гайдар с первых дней войны понимал ее затяжной характер, но это никак не отобразилось на его внутреннем стержне и работе, вере в героизм и подвиг советского народа.
Военкорский век Гайдара был короток: великий писатель, журналист и солдат погиб в октябре 1941 года, проведя на фронте всего 4 месяца.
Во всех заметках виден несгибаемый дух писателя, не сломившегося даже под давлением войны и действий недоброжелателей, активно распространявших слухи о его перебежничестве. Если проецировать ситуацию на наше время, то обстоятельства были бы схожи с теми, в которых оказываются отдельные блогеры, бесстрашно отстаивающие свою точку зрения, но подвергающиеся всевозможным нападкам хейтеров.
Коллеги Гайдара еще долгое время бились за расследование обстоятельств гибели писателя. И победили: наперекор всем слухам было зафиксировано, что Аркадий Гайдар погиб в засаде, вынося вместе с членами партизанского отряда раненых с поля боя.