В первый же день Великой Отечественной войны кинооператоров-хроникеров направили в различные соединения и части действующей армии снимать боевые действия. Направили всех, кроме девушек, полагая, что фронт – не лучшее место для женщин. Но не тут-то было. Отя и Маша подняли такой крик, требуя отправки на фронт, что, в конце концов, руководство студии, не выдержав женского визга, направило их в Белоруссию.
«Маша снимала засады партизан, даже как наступление власовцев отбили. Снимала она киноаппаратом, поручив мне дублировать «лейкой». А первый снимок для нее я сделал еще в июне…»,Николай Обрыньба
«Судьба ополченца»
«…Начинают каждый день появляться фрицевские самолеты, начинают изредка поплевывать, иногда Машу предупреждаю не высовываться, а она наоборот, пониже, говорит: «Мне нужно», – и начинает их визировать…
Должен сказать, Маша смелый боевой товарищ, в любой обстановке. В бригаде, которую Маша за короткое время постаралась объехать, побеседовать с бойцами, у последних осталось хорошее впечатление. Таких и необходимо засылать в тыл врага»,Степан Манкович
комиссар партизанской бригады «Железняк»
«Втройне трудно оператору в боевой обстановке, когда приходится снимать под свист пуль, при разрывах снарядов. Маша Сухова умела это делать превосходно»,Владимира Лобанок
«Партизаны принимают бой»
«В последний раз к нам в зону Маша Сухова прилетела в 1943 году, в самый разгар «рельсовой войны». Девушки очень много работали. Вели себя мужественно, особенно Маша. Рейзман говорила, что с Суховой ей нигде не страшно»,Владимир Лобанок
Командир Полоцко-Лепельского партазанского соединения
«Для полнометражного документального фильма об освобождении Белоруссии нужны кадры о боевых действиях белорусских партизан. И как можно скорее.
За линию фронта уже перебросили кинооператоров Марию Сухову, Оттилию Рейзман, Владимира Цеслюка. Душа рвалась к ним»,Семен Школьнико
«Судьба солдатская»
«Мы с Машей снимали по очереди, потому что слезы застилали глаза. Не было сил смотреть на этих детей, измученных, изможденных, буквально просвечивающих насквозь, в грязных лохмотьях. У нас с собой была только буханка хлеба, больше ничего. Даже камеру одну взяли, чтобы лишнего не тащить. Так ребята эту буханку расхватали по кусочкам, буквально по крошкам»,Оттилия Рейзман
«Летчик партизанский, Александр Петрович Мамкин, сажал ребят в свой самолет, знаменитый У-2. Детишки такие крохотные были, что, даже завернутые в одеяла, помещались по четыре-пять человек в кабине»,Оттилия Рейзман
«Это был кромешный ужас! Мы снимали непрестанно. Вечером после боя, когда приходили в свою избу, первое, что делали, – перезаряжали пленку, а потом уже искали что-нибудь съестное»,Семен Школьников
«И вот, когда кольцо вокруг нас сомкнулось намертво, открылась вечером дверь, и вошли наши девушки-коллеги. Радости не было предела, мы ведь все дружили еще по Москве, вместе работали.
Встреча в момент смертельной опасности была счастливой передышкой. Мы рассказывали друг другу о съемках, о событиях последних месяцев, а потом Оттилия попросила меня выйти с ней незаметно. В сенях она сказала: «Сеня, ты знаешь, я ведь умею гадать. Так вот, Маша меня буквально заставила – я ей погадала...»,Семен Школьников
«Плачьте, но снимайте»
«Жив ты или помер – главное, чтоб в номер!»
«Кадр ценою в жизнь».
«Умирая, она с трудом прошептала:
– Не оставляй меня живой фашистам.
– Машенька, крепись. Скоро подойдут наши.
– Гена, пристрели меня.
Вскоре она умерла.»
«Геннадий Афанасьевич Любов вступил в отряд в первый день его организации, т.е. 23 марта 1942 года. До вступления в партизаны, попав в окружение в начале войны, в числе семи командиров Красной армии скрывался с оружием в руках, нелегально проживая в бане на хуторе Изофатово Сушанского с\с Лепельского р-на, и проводил подпольную работу по распространению листовок среди населения, рассказывал новости с советской Родины и об успехах Красной Армии на фронтах.
<…> Из 7 человек отряд, в котором был т. Любов, быстро вырос до 400 человек. <…> было убито 500 вражеских солдат и офицеров, много ранено, разбито много вагонов. В этом бою т. Любов был ранен, но не вышел из боя до конца»,Из дела Г.А. Любова
«А Маша снова вернулась к нам, участвовала в прорыве. Мне рассказывали, что на их участке хлестал ливень огня, Маша была смертельно ранена в живот и упросила Ф. застрелить ее»,Николай Обрыньба
«Судьба ополченца»
«И вдруг ко мне подходит человечек небольшого роста. «Школьников, ты что, не помнишь меня? Я был заместителем начштаба партизанского отряда. Ты знаешь, ведь это я Машу Сухову застрелил». Вначале хотелось было вскочить и придушить его. Сил бы у меня тогда хватило. Он мужичишка был щуплый»,Семен Школьников
«Девушки снимали в самом пекле сражений. У Маши в двух местах был прострелен полушубок. Пуля врезалась в кассетник, пробила насквозь бобышку с пленкой. Маша переживала, что «фрицы, гады, испортили с таким трудом доставшийся боевой киноматериал».
<…>
– Ты спишь? – вдруг спросила Маша.
– Нет. Только собирался.
– А мне почему-то вспомнилась студия, наша милая «Брянка». Помнишь, как было до войны? Молодежные вечера, танцы. А как мы с тобой танцевали – не забыл? Ты только не смейся... Вот ведь война, а у меня, когда тихо, вдруг появляется желание танцевать... Ты только не смейся.
Смеяться над Машей он не собирался. В то далекое время, время довоенное, он совсем не умел танцевать. И, если честно, ему и не хотелось этим делом заниматься. На всех вечерах Леша отсиживался где-нибудь в уголке, наблюдая, как кто-то из его приятелей неуклюже пытается овладеть искусством танца. Но как только Маша Сухова обнаружила Лешкин наблюдательный пункт, она энергично взялась за его танцевальное воспитание. Сама она танцевала прекрасно — танго, фокстрот, румбу, английский вальс — все, что угодно. И оказалась хорошим учителем. Дело пошло. Теперь на вечерах она танцевала только с Алексеем.
Они еще долго вспоминали довоенную юность.
На рассвете расстались. Бои возобновились, надо было продолжать съемки».
«Когда они бежали, чуть правее от нас, то разорвалась мина, и осколок вспорол Маше живот. Так вспорол, что перевязывать было бессмысленно. А на фронте все знали: если серьезное ранение в живот, то ничто не спасет. И Маша это понимала»,Семен Школьников
«Она остановила двух партизан: «Ребята, – сказала она им, – я погибаю. Возьмите мой аппарат и пленку, и, если вам удастся перейти фронт, прошу вас, отправьте это в Москву, в кинохронику». Партизаны взяли пленку и камеру, и тут подбежал этот замначштаба отряда. «Маша, как же так?!» – закричал он. А она: «Гена, застрели меня. Я не хочу попасть в руки к фашистам!» Он стал уговаривать ее, мол, доставит в госпиталь, там врачи помогут. Но она была непреклонна: «Гена, пристрели!» Он снял с себя полушубок, укрыл ее, приказал тем, с пленкой и камерой: «Вперед!» Они побежали, и через несколько шагов раздался одиночный выстрел…»
«Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит»,Ион Деген
«Я сделал о Маше фильм. Конечно, пригласил сниматься этого Гену. Камера работала, и я хотел спросить его о смерти Маши, об этом выстреле, спросить внезапно, чтобы Гена не успел уклониться от ответа. Но, видимо, и он готовился к съемкам. И когда вопрос прозвучал, он спокойно ответил, что не стрелял в Машу. В фильме о выстреле говорят те двое партизан, что доставили в Москву ее пленку...»